« Чем безупречнее
человек
снаружи -- тем больше демонов
у него внутри»
З. Фрейд.
Почему люди
действуют агрессивно и какие меры необходимо принять для того, чтобы
предотвратить или взять под контроль подобное деструктивное поведение?
Что такое
агрессия? Агрессия, в переводе с латинского – нападение. Это осознанные действия, которые причиняют или намерены
причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному.
Агрессивное
поведение человека является, прежде всего реакцией на физический и психологический
комфорт, стрессы. Как правило, агрессия возникает неожиданно и может появиться
в результате различных межличностных взаимодействий, провокаций.
Живя в семье
в определенных, сравнительно устойчивых условиях, ребенок приспосабливается к
условиям окружающей среды. В случае, если установленный в семье порядок по
различным причинам изменяется, поведение ребенка временно нарушается. Эти
нарушения могут вылиться в детскую агрессию, так как у ребенка недостаточно
развиты адаптационные механизмы, в частности слабые тормозные процессы и
относительно мала подвижность нервных процессов.
Существует
непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стилями воспитания
в семье. Там, где между родителями существуют разногласия и происходят ссоры,
дети, как правило, более раздражительны и вспыльчивы, агрессивность поведения
взрослых – родителей, старших братьев и сестер, с легкостью усваивается
малышами .
Если ребенка
строго наказывать за любое проявление агрессивности, то он научится скрывать
свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавление агрессии в
любой другой ситуации. Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к
агрессивным вспышкам ребенка, так же приводит к формированию у него агрессивных
черт. Дети часто используют агрессию и непослушание, чтобы привлечь к себе
внимание взрослых.
Неуверенность
и колебания родителей, при проявлении каких-либо решений, провоцируют ребенка
на капризы и вспышки гнева, с помощью которых он может влиять на дальнейший ход
событий и при этом добиваться своего.
Детская агрессия – признак внутреннего
эмоционального неблагополучия, комплекс негативных переживаний, один из
неадекватных способов психологической защиты.
Самые
распространенные виды агрессии у детей – физическая, вербальная (словесная),
косвенная.
Физическая
агрессия – это использование физической силы против другого лица. Это дети
несдержанные, с плохим самоконтролем, активные, смелые, решительные. Им
свойственны импульсивность,
нетерпеливость. Словом это дети «без тормозов». Физическая агрессивность
проявляется у детей достаточно часто. Ребенок может разъяриться, осыпать
ударами того, кто находится рядом, щипаться, кусаться, нападать на детей младше
себя или взрослых.
Вербальная
агрессия – это выражение негативных чувств как через форму (ссоры, крик, визг),
так и через содержание словесно (угроза, ругань, проклятье). Почти все дети
рано или поздно начинают говорить бранные слова, выкрикивать оскорбления,
дразнить других или ругаться. У этих детей выражена психическая
неуравновешенность, тревожность, неуверенность в себе.
Косвенная
агрессия включает агрессию, которая окольным путем направлена на другое лицо –
сплетни, злобные шутки, взрыв ярости, проявляющийся в крике, топанье ногами,
битьё кулаками по столу и т. д.
У некоторых детей агрессивность принимает
форму разрушительного отношения к вещам. Они рвут книги, высыпают продукты из
пакетов или разбрасывают игрушки
В детском
саду часто можно встретить детей, отличающихся ярко выраженной агрессивностью:
они постоянно дерутся, толкаются, ссорятся, обзывают других детей. Такие дети
создают напряженную атмосферу в группе: остальные дети стараются ответить им
тем же и общая агрессивность группы возрастает.
Как же
помочь агрессивному ребенку? Задача взрослых – научить их выражать свои чувства
другим приемлемым неразрушительным способом. Родителям необходимо развивать и
формировать у детей такие положительные качества, как доброжелательность,
доверие к людям, сочувствие и сопереживание
другому.
Читайте
книги и обсуждайте с ребенком прочитанное , поощряйте выражение ребенком своих
чувств и эмоций, которые будят в них те или иные герои и их действия.
Сочиняйте с
ребенком сказки и истории, в которых главным героем становится ваш ребенок.
Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения детей является
умение родителей владеть собой и быть положительным примером для своего
ребенка.
Использован материал из статьи
О.Н.Чижова в журнале «Дошкольная педагогика» № 8 2013 г.
|