ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Педагог – психолог
МАДОУ ЦРР д/с «Звёздочка» г. Ленска
Шипицына Елена
Антоновна
(январь 2014 г.)
Музыка в сообществе всех искусств занимает
почетное место, так как всесторонне и
комплексно воздействует на человека. Воспринимаемая слуховым рецептором, она
воздействует на общее состояние всего организма, человека , вызывает реакции,
связанные с изменением кровообращения, дыхания.
Музыка таит в себе огромные
возможности воздействия на человека и этим воздействием можно управлять. Она
влияет на психику, физиологию, настроение, волю слушателя, может вызвать как
положительные, так и отрицательные эмоции.
Влияние
музыки на ребенка в утробе матери.
Внутриутробный период чрезвычайно важен для
последующего развития человека. Психологи отмечают, что у детей рано появляется
слуховая чувствительность. По данным ряда исследований, ещё до рождения ребенок
слышит звуки и чувствует вибрации с внешнего мира.
Музыка, которую слушает будущая мать,
оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка. Она
успокаивает, помогает физическому и
умственному развитию. Когда родители поют и разговаривают с еще не родившимся
ребенком, считается, что он также общается с ними и с внешним миром. Дети могут
реагировать на звуки, чаще всего в виде толчков. В некоторых исследованиях
обнаружено, что дети, даже находясь в утробе матери, имеют свои собственные
предпочтения в музыке. Если будущая мать слушает лирическую классическую
музыку, скорее всего, ребенок будет успокаиваться и прекратит удары ногами. А
музыка в стиле рок или металл может спровоцировать настоящие танцы в животе
матери. Музыка является своего рода терапией. Поэтому важно, чтобы будущие матери
пели своим детям, особенно мелодичные колыбельные песни, слушали классическую
музыку.
Влияние
музыки на новорожденных
У новорожденного малыша (по данным А. А. Люблинской), на 10-12
день жизни возникают реакции на звуки. С первых месяцев нормально развивающийся
ребенок отвечает на характер музыки комплексом оживления, радуется или
успокаивается. На втором месяце ребенок прекращает двигаться и затихает,
прислушиваясь к голосу, к звучанию музыки. В четыре-пять месяцев ребенок
начинает реагировать на источник его интонации гулением, лепетом.
При восприятии музыки дети второго года жизни проявляют
ярко-контрастные эмоции: веселое оживление или спокойное настроение. Ребенок
различает высокий и низкий звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую
окраску. Рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации,
подпевая взрослому, ребенок повторяет отдельные слоги, окончания музыкальных
фраз песни. В этот период он овладевает простейшими движениями: хлопает в
ладоши, притопывает, кружится под звуки музыки.
Проявления эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуховых
ощущений позволяет осуществлять музыкальное развитие с самого раннего детства.
Влияние музыки
на детей более старшего возраста.
На третий и четвертый год жизни у детей повышается
чувствительность, возможность более точного различения свойств предметов и
явлений. Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности.
Происходит переход от ситуативной речи к связной, от наглядно-действенного мышления
к наглядно-образному, заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат. У
ребенка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать. Дети могут
спеть маленькую песенку, самостоятельно сплясать, используя простые движения.
Пятый год жизни характеризуется активной любознательностью детей.
Это период вопросов: "Почему?”, "Отчего?” Ребенок начинает осмысливать связь
между явлениями и событиями, может сделать обобщение. Он наблюдателен и
способен определить: музыка веселая, радостная, спокойная; звуки высокие,
низкие, громкие, тихие.
Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного
психического развития. Шестой и седьмой год жизни – период подготовки детей к
школе. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех
сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая
возникновением сложных личностных новообразований. Говоря о гармоничном
развитии личности, Л, С, Выготский, в качестве важнейшего его условия, называл
единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка,
единство аффекта и интеллекта. Музыкальное воспитание – уникальное средство
формирования этого единства, поскольку оно оказывает огромное влияние не только
на эмоциональное , но и познавательное развитие ребенка, так как музыка несет в
себе не только эмоции , но и огромный мир идей, мыслей, образов.
Музыка –
средство эстетического воспитания детей.
Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка.
Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников
воспринимать, чувствовать, и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое.
Непосредственно воздействуя на чувства ребенка, музыка формирует
его моральный облик, влияет на общую культуру поведения, создает необходимые
условия для формирования нравственных качеств личности.
Музыка –
средство активизации умственных способностей.
Восприятие музыки путем слушания является одним из самых
абстрактных способов мышления, требующих особой психической сосредоточенности,
умение держать внимание и эмоциональное напряжение.
Познавательные способности развиваются благодаря разнообразной
тематике музыкальных игр, хороводов, ознакомлению с художественными движениями.
Слушая музыкальное произведение, дети интересуются его содержанием. У них
рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чем рассказывает музыка.
Творческие музыкальные задания способствуют возникновению поисковой
деятельности ребенка, требующей умственной активности.
Музыка – средство
физического воспитания
Воздействие музыки на обще
функциональную деятельность ребенка вызывает в нем двигательные реакции.
Жест, движение, пластика
обладают особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. Различные музыкальные произведения
вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения,
под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер.
Дети с удовольствием
сопровождают слышимую музыку различными телодвижениями, «проживая» в
пластических образах, прежде всего её ритмическую, а позже и её интонационную
сущность. Чем сложнее и объёмнее музыкальное произведение, чем больше движений
при этом используется, тем интенсивнее развивается слуховое внимание. Оно в
свою очередь способствует развитию музыкальной памяти, которая опирается на
слуховой и двигательный анализаторы.
Пение является наиболее
доступным видом музыкальной и исполнительской деятельности. Пение – сложный
процесс звукообразования, в котором очень важна координация звука и голоса, взаимодействие
певческой интонации и слухового, мышечного ощущения.
«Живая» музыка сопровождает
человека от рождения до конца жизни. Она учит столь необходимому, в наше время,
умению расслабляться и концентрироваться; обладает большим потенциалом
эмоционального, психологического и социального воздействия, способствует
формированию таких личностных качеств, как гибкость, экспрессивность,
спонтанность (способность к импровизации), толерантность, прививает навыки
невербального общения, взаимодействия и сотрудничества.
|