Одной из самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира, а через него и основ музыкального искусства, являются игры звуками.
Удивителен мир звуков, окружающих нас. Их так много, и они такие разные: вот жалобно мяукает кот, тонко позванивает хрусталь, таинственно шуршат листья под ногами, визжит тормозами машина и поет скрипка. И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться её услышать. Нам, взрослым, только кажется, что вся музыка давно сосредоточилась в фортепиано или симфоническом оркестре. На самом деле это не так – фантазия и воображение могут вдохнуть красочную жизнь в обычные бытовые звуки.
«Марш деревянных кубиков», «Полька цветных карандашей»- такие пьесы увлекут не только малышей.
Каждый знает, какого цвета небо, солнце, ночь, огонь... А как звучит ночь? Переливается бархатно-черными звуками рояля или искрится сияющим звездным дождем колокольчиков и хрустальных стаканчиков? Может быть, она певучая и прохладная, как звуки металлофона? Можем ли мы представить и сыграть «разговор двух светлячков», «хор планет», «танец травинок», «марш муравьев»? Кажется невероятно, но можем, и легко.
Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Рожденная их фантазией, она проста и чудесна, как сама страна детства. Здесь из обычного металлофона рождается мерцающий огонек светлячка, простые рыболовные колокольчики «разговаривают» друг с другом о дружбе, а коробочки с крупой расскажут, как осенью грустно шуршат под ногами листья. Стоит только прислушаться- и в легком постукивании карандашом по столу можно услышать незатейливую песенку дождика, в бумажном переплете- целую сказку, рассказанную простым бумажным листком.
Сам педагогический процесс «омузыкаливания» бытовых шумов (звон, шуршание, стук, шорох) основан на стремлении ребёнка самостоятельно организовать звуки, превращая их тем самым в музыку. Использование в музыкальном воспитании шумов и тембровых импровизация на шумовых инструментах никак не противоречит сути самого музыкального воспитания ; « Дитя хочет спонтанно выражать себя через звук и шум и хочет открывать новые звучания. Это будит фантазию и инициативу» (В. Келлер). Построение подобных композиций составляет лишь одну из многих форм активного музицирования детей.
|