Консультация для родителей:
«Безопасность ребёнка при встрече с незнакомыми людьми»
Еще совсем
недавно ваш кроха шагал рядом с вами, крепко держась за руку. Наступает время,
когда руку необходимо немного расслабить, а затем и вовсе отпустить. Все чаще
подросший ребенок будет гулять во дворе без мамы, но прежде, чем предоставить
ребенку самостоятельность, необходимо обеспечить его безопасность. У ребенка
нужно сформировать навыки общения с незнакомыми людьми, при этом, не нарушая
гармонии его внутреннего мира.
Существует
одно единственное правило, которое малыш должен знать, и которому он должен
неукоснительно следовать:
Вы должны
всегда знать, где он находится в любой момент времени.
Если,
например, ваши соседи приглашают ребенка в гости посмотреть мультфильмы, или
незнакомый дядя на улице просит его о помощи, то он обязательно должен сначала
спросить разрешения у вас. Куда бы он ни пошел, он должен сначала поставить вас
в известность.
Но бывают
ситуации, когда ребёнок не может в данный момент спросить у вас разрешения. В
таких случаях без пугающих подробностей ребенку следует объяснить, что он не
должен называть незнакомым людям свой адрес, номер телефона, рассказывать о
родителях и тем более уходить со двора вслед за незнакомцем. Игрушки помогут
вам научить ребенка правильно общаться с незнакомыми людьми.
Разыграйте
варианты встреч и придумайте вместе с ребенком фразы, которые помогут ему при
встрече с незнакомым человеком.
Например,
все дети знают, что нельзя брать сладости у незнакомых людей. Возможно, в
действиях незнакомца нет ничего плохого, и он от чистого сердца хочет угостить
малыша сладким. Родители должны обучать ребенка не только способам
безопасности, но и воспитывать их вежливыми людьми. Достойным ответом в этом
случае будет следующая фраза: «Спасибо, но мне нельзя сладкого». Научите
ребенка отказывать в вежливой и доброжелательной форме. В случае, когда
взрослый незнакомец предлагает малышу пойти с ним посмотреть на щенят (котят,
рыбок) вежливость совсем неуместна. На такое предложение ребенок без обиняков
должен ответить: «Мне мама запрещает уходить с незнакомыми людьми, и если вы не
отстанете от меня, я буду кричать». Невежливо, зато эффективно. Объясните
ребенку, к кому он должен обращаться в том случае, если потерял маму в
супермаркете или на станции метро. С просьбой о помощи нужно обращаться к
человеку в униформе, а на предложение незнакомых людей пойти поискать маму,
отвечать конкретно: «Я останусь здесь, мама меня скоро найдет». В целом,
дошкольникам лучше всего объяснить необходимость избирательных контактов на
доступном для их понимания языке, без запугивания, в сказочной форме, когда
герои попадают в схожие ситуации и достойно выходят из них.
Это могут быть простые народные сказки,
которые учат осторожности или рассказы собственного сочинения. Например:
• "Колобок”,
• "Красная
Шапочка”,
• "Волк и
семеро козлят”,
• "Серая
шейка”
•
"Приключения поросёнка Фунтика”,
•
"Приключения Буратино” и др.
Помимо
обсуждения сказки, очень хорошо наглядно показывать правила поведения в
критической ситуации на игрушках.
Для самых
маленьких (2-4 года) подойдут обыгрывания на куклах и других персонажах. Мама
может проговаривать от имени зайчика и волка, лисы и белки соответствующие
реплики, тем самым подсказывая верный вариант.
С детьми
постарше (5–8 лет) можно разыгрывать живые сценки с участием всех членов семьи,
отрабатывая навыки поведения в стрессовой обстановке, включая самооборону в
случае нападения (активное сопротивление, кусание, крики "пожар! горим! ”,
бегство) .
Также
следует оградить детей от негативной информации, бесконтрольно льющейся с
экранов телевизоров, от криминальных сводок и сцен насилия. Нельзя пугать
страшными рассказами: практика показывает, что именно страх мешает адекватно
оценить обстановку и вовремя спастись.
|