Подготовка к школе — одна из самых
волнующих и острых тем, особенно для тех родителей, чьим детям предстоит идти в
ближайшее время в первый класс. Их волнения понятны, ведь школа — это новый
этап в жизни ребенка.
Родители перед школой чаще задаются
вопросом, как научить ребенка читать, писать и считать, стремятся быстрее
пройти программу 1 класса. Конечно, не хочется со своим ребенком "ударить
в грязь лицом" перед учителями на тестировании.
От
года к году требования к первоклассникам ужесточаются, и многие родители
убеждены в том, что самая главная подготовка до школы — это как можно быстрее
научить ребенка считать, читать и писать. Однако, как доказал многолетний опыт
педагогов и психологов, это не главное.
Если у ребенка будет развиваться
внимание, различные виды памяти, воображение, он будет уметь высказывать свои
мысли — ему, соответственно, будет легче вступать в контакт и учиться
рассуждать. Запомнить букву легко, если у ребенка нет никаких отклонений в
развитии. А вот запомнить характеристику звука, уметь рассуждать, строить свое
высказывание — это трудно. Многие родители напрасно думают, что если ребенок до
школы научился читать, то ему будет легко в школе..."
Для
старших дошкольников очень важно, чтобы родители и воспитатели больше говорили
с детьми, задавали им вопросы, не просто читали, но и беседовали о прочитанном.
Занимались развитием мелкой моторики рук. Это — эффективный способ подготовки
руки к письму. Пальчиковая гимнастика, штриховка, занятия изобразительным
искусством, работа с пластилином и бумагой, и т.д. — обязательные занятия для
будущего первоклашки. Развитие руки — это очень важно, так как плохая моторика
— это неполноценное выполнение задания, усталость, стрессы, что приводит к
негативному отношению к школе, появляются неврозы, срывы и нежелание идти в
школу.
"Быть готовым к школе — не
значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе — значит быть
готовым всему этому научиться" — считал детский психолог Л. А. Венгер. И
как же он был прав!
Представим, что "подготовка к
школе", это некий прямоугольник, где самая большая его сторона называется
"Умение читать, считать, писать". Эти навыки называют педагогической
готовностью ребенка. К сожалению, многие родители "зациклены" на этой
стороне прямоугольника и не хотят посмотреть на все стороны и аспекты
"подготовки к школе". Однако если мы с вами "завернем за каждый
угол", то увидим, что ещё одна сторона подготовки к школе называется
"психологическая готовность", также есть "речевая готовность"
и "физическая готовность". Важно понимать, что все эти аспекты
взаимосвязаны, и необходимо развивать каждый из них.
При любом уровне знаний и
готовности ребенок будет принят в первый класс. А вот неуспеваемость, нежелание
учиться — это результат того, что дошкольник психологически не был готов к
обучению в школе.
Когда говорят о психологической
готовности, то подразумевают три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный,
эмоциональный и социальный, которые включают в себя аналитическое мышление,
умение концентрировать внимание, умение регулировать свое поведение,
возможность выполнять задания, которое выполнять порой не хочется, достаточно
длительное время, а также, потребность ребенка в общении со сверстниками и
умение общаться.
Интеллектуальная
готовность
— это развитие внимания, памяти, мышления, умение анализировать и обобщать.
Иными словами, ребенок должен уметь не только ориентироваться во времени и
пространстве, но и иметь запас бытовых знаний об окружающем мире.
Мотивационная
готовность
— это готовность к учебной деятельности и наличие мотивации. Этот вид
готовности подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную
роль — роль школьника. Очень важно, чтобы школа была привлекательна для ребенка
своей главной деятельностью — учебой. В формировании у дошкольников мотивации к
учебе важную роль играет семья, так как основные человеческие потребности, в
том числе социальные и познавательные, закладываются и активно развиваются уже
в период раннего детства.
Волевая
готовность
— это умение ребенка следовать правилам, вопреки своим желаниям. Волевая
готовность — это умение ставить перед собой цель и принимать решения, выполнять
определенные команды, следовать алгоритму выполнения действий, уметь оценить
свои действия и действия других. Значима и высокая работоспособность. Развитию
волевой готовности помогут занятия творческого цикла — рисование,
конструирование, лепка.
Коммуникативная
готовность
— это умение ребёнка общаться с коллективом, дружить и жить в коллективе,
умение общаться с учителем и взрослыми людьми, соблюдать определенные нормы
поведения. Готовность ребёнка остаться без родителей с учителем и классом.
Физическая
готовность
— это не только умение "удержания статических поз в положении сидя",
но и развитие мелкой моторики рук (умение завязать шнурки, застегнуть пуговицы,
уверенно и правильно держать столовые приборы), а также общая физическая
выносливость. Помогут в развитии физической готовности занятия ритмикой, танцами,
занятия в спортивных секциях, занятия по бисероплетению и вязанию.
Речевая
готовность.
Известно, что чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему овладеть
чтением и письмом. Ребёнок должен уметь вести диалог, уметь задавать вопросы,
отвечать на них, уметь пересказать прочитанное или услышанное, уметь владеть
связной речью. При подготовке к школе необходимо уделить внимание качеству
звукопроизношения, умению строить предложения, правильному употреблению
предлогов, умению составлять рассказ по картинке.
Чтобы преодолеть будущие трудности
в обучении ребенка, нужно обойти весь прямоугольник и понять, что же вы ещё не
успели до школы. Может быть, записаться на ритмику или шахматы, посетить
театральную студию, логопеда, психолога или занятия творческого цикла. А может
быть, вам стоит записать ребенка на вязание или бисероплетение? Каратэ или
йогу? Танцы, вокал, музыку или конструирование?
Родители должны понять, что
подготовка к школе — это не только умение читать и писать, но и умение
оказывать помощь своим детям в формировании психологической готовности, в
развитии самостоятельности, мышления, внимания и памяти. Если подготовка к
школе будет проходить комплексно, охватывая все стороны
"прямоугольника", и будет направлена на быстрый адаптационный период
первоклассника в школе, то возникновение трудностей в обучении будет гораздо
меньше. Все это достигается путем регулярных занятий в играх, труде, в познании
окружающего мира.
|