"Детский рисунок, процесс рисования -
это частица духовной жизни ребёнка.
Дети не просто переносят на бумагу
что-то из
окружающего мира, а
живут в этом мире, входят в него,
как творцы красоты, наслаждаются
этой красотой"
В. А. Сухомлинский
Эстетическое воспитание детей решает ряд задач эстетического и
духовного воспитания личности. И наиболее успешно его развитие осуществляется
под руководством взрослого (педагога, родителей), и эта работа ведется не от
случая к случаю, а систематично и последовательно. Ведь дети могут многого не
замечать в силу синкретичности (слитности) восприятия, очень небольшого опыта,
неразвитой способности вглядываться, вслушиваться в происходящее вокруг.
Особенно важное значение для воспитания и развития ребёнка имеет связь
занятий рисованием, лепкой и аппликацией с разнообразными играми.
Разносторонняя связь с игрой повышает интерес детей как к изобразительной деятельности, так и к игре.
Для того, чтобы выработать у детей свободу творческого решения,
необходимо развивать у них формообразующие движения, движения рук, направленные
на создание изображений предметов разнообразных форм, сначала простых, а затем
более сложных, во всех видах деятельности (рисовании, лепке и аппликации). Это
позволит детям изображать разнообразные предметы и явления окружающего мира.
Чем лучше ребёнок овладеет формообразующими движениями в второй младшей , а
затем старшей группе, тем легче и свободнее он будет в старших группах
создавать изображения любых предметов, проявляя творчество.
Опыт
работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными
техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции,
как известно, - это процесс, и результат практической деятельности, прежде
всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный
момент радует, интересует, подвергает в
уныние, волнует ребенка.
Нам взрослым, необходимо развивать в ребенке
чувство красоты. Именно от нас зависит какой - богатой или бедной - будет его
духовная жизнь.
Чтобы привить любовь к
изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего
дошкольного возраста, надо использовать нетрадиционные способы изображения.
Такое рисование раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов
в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью,
увлекает детей.
Способы нетрадиционного
рисования, которые можно использовать дома.
Рисование пальчиками.
Немного увлажнить акварельные краски, смочить в краске пальцы (каждый палец -
своей краской) и на листе бумаги, ставя отпечатки пальцев, можно изобразить
любую композицию. Например, травинки, цветы и т.д. Лепестки цветов можно прорисовать
фломастерами вокруг отпечатков.
Рисование ватными палочками
(кисточкой) способом примакивания, набрызгом (краской, кистью).
Возможно, вам интересно будет узнать, что получится, если рисовать тряпочкой
или скомканной бумагой .
Научившись выражать свои чувства
на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать
робость, страх перед рисованием, перед тем, что не получится.
Один из любимых детьми способов
рисования - рисование солью. Она
обладает не только интересными декоративными возможностями, но и весьма удобна
в обращении. Попробуйте, вместе с ребёнком, на листе бумаги нанести кистью и
краской любые цветовые разводы и, пока краска не высохла, посыпать их солью
(лучше всего крупной). Что получится?
Очень интересные работы
получаются методом печатания: из поролона, картофеля, моркови, ластика,
пробочек, обратной стороной карандаша. Дети, увлеченные необычным рисованием,
самостоятельно находят и предлагают различные печатки, даже детали от сломанных
игрушек. Можно макать эти хорошо известные предметы в краску и оставлять на
листе интересные изображения.
Любая нетрадиционная
изобразительная технология дает ребёнку возможность выбирать, думать, искать,
пробовать. Каждый из методов - это маленькая игра, их использование позволяет
детям почувствовать себя раскованнее, даёт полную свободу для самовыражения.
Фантазируйте, экспериментируйте!
И вы получите радость творчества, удивления и единения с вашими детьми!
|