Тревожные дети
Дошкольный возраст – важный этап в развитии ребенка. Это период, когда дети усваивают нормы и правила поведения, принятые в обществе, устанавливают отношения с взрослыми и сверстниками. Процесс социализации у многих протекает нелегко. В настоящее время растет количество детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью в себе, эмоциональной неустойчивостью. Такие дети нуждаются в особом подходе и психологической помощи.
Среди дошкольников, поступающих в школу много тревожных детей. В процессе обучения в школе, у таких детей могут возникнуть проблемы: неуверенность, страхи, так называемые « школьные неврозы». Причины их возникновения можно объяснить следующим. Можно выделить две основных группы: биологическая – связанная скорее всего с типом нервной системы и социальная –детско- родительские взаимоотношения и адаптация в социуме.
Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих взрослых. Психологи установили такую закономерность: тревожность детей возрастает в том случае, если взрослые не удовлетворены своей работой ( или являются безработными), жилищными условиями, материальным положением, личными взаимоотношениями. Авторитарный стиль воспитания тоже не способствует спокойствию ребенка.
Неблагоприятными последствиями для тревожного ребенка являются: снижение самооценки, рост неуверенности в себе, страх ошибиться, сделать что то не так. Тревожные дети чаще, чем другие испытывают беспокойство, плохо концентрируют внимание на задании, напряжены ( имеют мышечные зажимы в области лица, шеи, плечевого пояса). Они раздражительны, плохо спят и т. д.
Для того, чтобы помочь ребенку снизить фон тревожности, родителям необходимо соблюдать следующие правила:
- Общение с ребенком должно быть спокойным и доброжелательным.
- Необходимо свести до минимума критику и негативные оценки поведения ребенка.
- Развивать у ребенка инициативность и самостоятельность.
- Стимулировать к разностороннему общению: обращаться с просьбой, приветствовать, прощаться, предлагать помощь и т.д.
- Главная задача взрослых – быть терпеливыми и тактичными.
Важно, чтобы взрослые осознали проблемы тревожных детей, вовремя распознали проявления тревожности и помогли детям стать увереннее в себе, научили управлять собой в разных ситуациях.
Консультацию подготовила педагог – психолог Шипицына ЕленаАнтоновна
Использовались материалы « Дошкольное воспитание», статья « Тревожные дети», Справочник педагога – психолога.